Законодательная база российской федерации. Фз о государственном пенсионном обеспечении в российской федерации Статья 9 фз 166 об

Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» государственная дума приняла, а после опубликовала в Собрании Законодательства в 2001 году 15 декабря, а последние изменения в него были внесены 03 июля 2019 года.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Этот акт регулирует основания возникновения этого права, условия и порядок начисления пенсий по гарантированному государством пенсионному обеспечению. И так, рассмотрим более подробно.

Преамбула

Помимо рассматриваемого закона, регулирующим гос. пенсионное обсечение граждан РФ, существует еще три ФЗ:

  1. Конституция РФ (ст. 39) не один закон государства не может противоречить этому главному и основополагающему закону страны;
  2. ФЗ «О трудовых пенсиях»;
  3. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Эта нормативно-правовая база направлена на работу с государственным пенсионным обеспечением. Она даёт гражданам знания о пенсионной выплате в нашей стране.

Общие положения

Общие положения вышеназванного закона говорят о:

  1. Праве на возникновение пенсионного обеспечения;
  2. Понятиях, применяемых в данном законе;
  3. Лицах, в отношении кого действуют положения закона;
  4. Видах пенсий, положенных данным ФЗ;
  5. Праве человека на одну пенсию по выбору;
  6. Категориях лиц, имеющих возможность получать две пенсии;
  7. Финансовом обеспечении расходов на их выплату.

Условия назначения пенсий

Условия при назначении пенсий разные, и зависят они от категорий граждан, претендующих на ее получение.

  1. Право на возникновение пенсии по гос. обеспечению возникает у таких служащих, при наличии стажа работы на должностях гос. и гражданской службы от 15-ти лет (плюс положения, указанные в Приложении к закону), уволен такой служащий может быть по основаниям, указанным в законе о «Государственной и гражданской службы» и замещать федеральные гос. должности лицо должно 12 полных месяцев;
  2. Граждане из числа космонавтов и их семей. Право на такую пенсию возникает независимо от возраста. Мужчинам нужно иметь 2, а женщинам – 20 лет трудового стажа. Пенсия может быть назначена только при увольнении со службы

Право на пенсию по потере кормильца имеют только лица, прямо указанные в законе:

  • Дети, не достигшие совершеннолетия, либо достигшие, но проходящие обучение по очной форме (до 23 лет максимум);
  • Родители, по достижению пенсионного возраста, либо, родители-инвалиды;
  • Супруг (супруга) погибшего;
  • Еще одним важным условием является наличие у погибшего кормильца звания «Летчик – космонавт СССР» или «Летчик-космонавт РФ»;
  1. Военнослужащие и члены их семей. Следует знать, что под понятие «военнослужащие», относятся лица, указанные в ст. 8, рассматриваемого закона. Право на данную пенсию возникает у человека, проработавшего на таких должностях минимум 20 лет. Для некоторых служащих, указанных в законе существует предельный возраст — 45 лет, при этом общий стаж работы должен составлять 25 лет, включая стаж на занимаемой должности — 12,5 лет.

Право на ‏пенсию по ‏потере ‏кормильца ‏возникает ‏у лиц, ‏состоявших ‏на ‏иждивении ‏военнослужащего, ‏и ‏не ‏имеющих ‏иных ‏доходов возникает ‏в ‏случае гибели ‏ㅤ военнослужащего ‏при ‏ исполнении ‏служебных ‏обязанностей, ‏а ‏ также в ‏течение ‏3-х ‏месяцев со ‏дня ‏увольнения ‏со ‏службы;

  1. Участники ‏ВОВ ‏и ‏лица, ‏награждённые ‏знаком ‏«Житель ‏блокадного ‏Ленинграда». ‏Правом ‏на ‏эту ‏пенсию ‏может ‏воспользоваться ‏лицо, ‏при ‏установлении ‏ㅤ ему ‏инвалидности ‏любой ‏группы ‏и ‏лицо ‏должно ‏быть ‏военнослужащим. ‏Отказом ‏может ‏служить ‏нанесение ‏умышленного ‏увечья ‏или ‏ㅤ иного ‏вреда ‏здоровью;
  2. Граждане, ‏пострадавшие ‏от ‏техногенных ‏и ‏радиационных ‏катастроф. ‏ Лица, ‏имеющие ‏право ‏на ‏эту пенсии ‏указаны ‏в ‏ст. ‏10 ‏. Закона, ‏перечень ‏ㅤ является ‏полным ‏и закрытым. ‏Пенсия ‏по ‏инвалидности ‏при ‏поражении ‏радиацией ‏назначается ‏при ‏наличии ‏соответствующего ‏удостоверения. ‏Пенсия ‏ㅤ по ‏достижении ‏общего ‏пенсионного ‏возраста ‏назначается ‏на ‏5 ‏ лет ‏раньше, ‏установленного ‏общего ‏срока; ‏ㅤ
  3. Нетрудоспособные ‏ㅤ граждане. ‏Условиями ‏для назначения ‏социальной ‏пенсии ‏являются ‏основания, ‏указанные ‏в ‏ст. ‏11 ‏ рассматриваемого ‏закона. ‏ㅤ Это ‏лица ‏с ‏инвалидностью ‏всех ‏групп, ‏дети-инвалиды ‏(при ‏наличии ‏соответствующего ‏медико-социального ‏заключения) ‏дети, ‏потерявшие ‏ㅤ родителей, ‏граждане ‏из ‏малочисленных ‏народов, ‏иностранные граждане, ‏проживающие ‏на территории РФ, ‏как ‏минимум 15 лет. ‏ㅤ

Размеры пенсий

Размер пенсии в большинстве своем зависит от размера социальной пенсии, в процентном соотношении , зависит от

  1. Федеральные государственные служащие. Их зависит от проработанных лет на должности и от заработка. При минимальном стаже службы, пенсии составит 45 % от заработной плюс 3 % за проработанный год минимального размера, но не 75 %. При в районах, эта увеличивается на северного
  2. Военнослужащие. По для этих граждан в от инвалидности (III, II, I) и появления этой При 175, 250 и 300 % соц. При возникшем в военной 150, 200, 250 % от того же В потери – 200 % в травмы, и 150 % в заболевания на нетрудоспособного семьи;
  3. Участники ВОВ и награждённые «Житель Ленинграда». ВОВ из инвалидности устанавливается: 250, 200, 150 %; награжденным «Житель Ленинграда» — 200, 150, 100 %. Размер инвалиду, на которого нетрудоспособные семьи, сумма – пенсия + 1208 руб. 90 коп. на нетрудоспособного семьи. Если в регионе предусмотрены северные или иные коэффициенты, то они прибавляются к указанной сумме;
  4. Граждане, пострадавшие от катастроф. Социальная пенсия из граждан, перенесших болезнь иные заболевания — 250 %, а так же связанные с по на этих 200 % — для лиц, на этих Пенсии по – 250 % от соц. Пенсии по кормильца: 250 % — дети одинокой и обоих и 125 % — при кормильца нетрудоспособных семьи;
  5. Лица из космонавтов и состава. Пенсия при 20 и 25 лет у и в 55 % от за год этого еще + 3 %. Так же надбавки достигшим 80 лет – 200 % от соц. лицам 55 лет, на нетрудоспособного семьи – 32 % на члена 64 % на и 100 % за трех и Пенсия по таким лица 85 % (I и II гр.) от довольствия и 50 % (III

Что второй лиц, то стаж же, как и у при этом 2/3 должны на испытательных пенсия в случае составлять от 800 до 1000 %.

Видео: Комментарии специалиста

Стаж государственной службы, трудовой стаж и среднемесячный заработок

К стажу государственной службы относятся периоды осуществления такой службы на:

  1. Гос. должностях РФ и субъектов;
  2. Гос. должностях федеральных служащих (указанные в соответствующем реестре);
  3. Воинских должностях, включённые в список гос. должностей;
  4. Должностях налоговой полиции, органов по контролю и надзору за оборотом наркотических средств;
  5. Должностях таможенных органов;
  6. Должностях работников прокуратуры РФ;
  7. Муниципальных должностях;
  8. Выборных должностях, включенных в список федеральных должностей.

Под понятием трудовой стаж следует понимать — общий период работы, засчитываемый в страховой стаж.

Все периоды службы складываются в общий период работы, а исчисление трудового стажа происходит в календарном порядке. При службе на воинских должностях расчет происходит: 1 календарный день на военной службе приравнивается к 2 дням работы.

Начисление:

  • Размер пенсии исчисляется из расчета среднего заработка за последние 12 месяцев службы до дня ее прекращения;
  • Размер заработка для пенсии по факту не может быть выше 2,8 должностного оклада (либо, 0,8 денежного довольствия).

Особенности пенсионной системы

Установление, индексация, выплата и доставка пенсий

Пенсия устанавливается только по личному заявлению лица, претендующего на ее получение. Данное обращение может быть осуществлено в любой период после получения такого права. Пенсия – это право, а не обязанность! Об этом стоит не забывать. Органы пенсионного фонда сами не будут ничего никому начислять и выплачивать.

Перерасчет пенсии для лиц инвалидов производится при смене группы инвалидности, причины ее возникновения, количества иждивенцев. Перерасчеты пенсии для других категорий граждан производится по основаниям, указанным в ФЗ № 166.

Индексация пенсий производится для:

  1. Федеральных служащих при общем повышении денежного довольствия для этой категории граждан;
  2. Военнослужащих. Основания указаны в ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  3. Социальных пенсий – каждый год — 1 апреля;
  4. Сстальных категорий граждан, при индексации социальных пенсий.

Выдача пенсий производится при наличии документа, дающего право на ее получение и документа, удостоверяющего личность.

А доставка может производится любым удобным способом, через:

  • Почту России;
  • Банк (при чем, любой);
  • Службу доставки пенсии.

При выборе способа доставки необходимо об этом уведомить органы пенсионного обеспечения, посредством такого заявления. Так же пенсию может получать доверенное лицо, путем составления нотариально удостоверенной доверенности.

Порядок вступления Закона

Данный ФЗ начал свое действие с 01.01.2002 года. Те условия, которые были приняты ранее, и они были в большем размере, то в новом законодательстве они были сохранены в полном объеме. В Российском законодательстве существует правило «не допущение к худшему».
Лицам, имеющим степень инвалидности III, II и I (до 2004 года) применяются правила чтения закона I, II, III группы инвалидности.

Приложение

Приложением к комментируемому закону является — стаж гос. гражданской (иной приравненной к ней службе) при назначении пенсии за выслугу лет. Оно показывает в какие годы, какой размер стажа должен иметь место быть, начиная с 2019 года. В 2019 году – 15,5 лет и так до 2025 года поэтапное увеличение за каждый год по 6 месяцев. С 2026 года и дальше стаж этой службы будет составлять 20 лет.

Что нового в последней редакции

Все без исключения граждане РФ имеют право на пенсию, но при этом далеко не всегда её возможно получить в достаточном размере.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому нужно заранее ознакомиться с нормами федерального закона №166-ФЗ – который и определяет все основные моменты, которые тем или же иным образом затрагивают пенсионные начисления. Этот момент нужно будет заранее проработать.

Структура документа

Одним из самых важных наследий СССР является как раз пенсия – причем таковая полагается для всех граждан РФ без каких-либо исключений.

Но при этом для получения определенных видов требуется стаж. В противном случае следует ожидать только лишь пенсии по старости. Этот момент нужно будет заранее проработать.

Только так возможно избежать различных проблем. Основным государственным органом, который тем или же иным образом определяет вопрос пенсионных начислений, является ПФР .

Для начисления какой-либо пенсии требуется обращаться только лишь в него. Отдельно нужно проработать вопрос, касающихся расчета пенсии, а также возраста.

В скорее будет принято решение о существенном повышении пенсионного возраста. Сегодня же выйти на пенсию возможно для мужчин в возрасте 60 лет, для женщин – в возрасте 55 лет.

С недавних пор несколько увеличилось количество , который требуется в конкретном случае.

В таком случае выходом является как раз использование средств материнского капитала для накопления пенсии.

На настоящий момент существует множество видов пенсий. В стандартном случае определяется выход на пенсию именно за счет стажа.

Граждане, имеющие выслугу определенной величины, а также проходящие военную службу в местах радиационного заражения, техногенных катастроф могут выйти на пенсию несколько ранее.

Также в законодательстве затрагивается вопрос «горячего стажа». Занятость на определенных работах позволяет получить стаж 1 к 2. За один год работы в определенных местах начисляется стажа в два раза больше, чем проходит времени.

Важно также отметить, что существуют определенные поправки в законодательстве. Причем таковые имеют место почти постоянно.

Необходимо отметить, что знание нормативной документации позволит избежать очень многих проблем. В первую очередь связанных с годом, возрастом – с которого будет иметь место начало получения пенсии.

Все таковые тонкости следует разобрать предварительно. Это даст возможность избежать многих трудностей.

Кроме того, знание нормативных документов позволит самостоятельно, без помощи посторонних осуществлять защиту собственных прав.

Важно заранее ознакомиться со всеми разделами, которые тем или же иным образом имеют отношение к расчетам пенсий.

Следует отметить также, что процесс начисления имеет целый ряд тонкостей. Существует специальный калькулятор в интернете для подсчета пенсии, которая полагается в конкретном случае.

Нередко работники ПФР по какой-то причине попросту неправильно осуществляют процесс оценки размера .

В таком случае следует обратиться с в региональное отделение. Если официальный запрос не принес каких-либо результатов – то необходимо будет обратиться в суд.

Стоит заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами процедуры оформления. Так возможно не допустить стандартных ошибок – в том числе со стороны сотрудников Пенсионного фонда РФ.

Важным разделом является вопрос касательно негосударственных пенсионных фондов. На сегодняшний день подобные учреждения существуют в большом количестве.

Видео: прекращение выплаты пенсии

Но стоит отметить, что использование его не всегда позволяет получить достаточно высокую выгоду. Важно заранее проработать все тонкости, нюансы оформления подобных выплат.

Отдельно нужно ознакомиться с информацией о том, в каком именно НПФ находятся средства, под чьим управлением.

Основные положения норматива

Данный законодательный норматив включает в себя несколько десятков различных статей. При этом нужно отметить, что для ознакомления с законодательством следует использовать именно документ со всеми внесенными изменениями.

Назначение пенсии осуществляется строго в соответствии с установленными нормативными документами. Какие-либо нарушения попросту не допускаются.

Членам отдельных государственных органов, проходящим службу в воинских частях, а также некоторым другим гражданам полагаются надбавки к пенсии в соответствии иными нормативными документами.

К основным положениям данного нормативного документа, которые нужно будет обязательно разобрать заранее, стоит отнести следующее:

Важно заметить, что не только граждане РФ обладают правом на получение пенсионных накоплений. Данный момент достаточно подробно рассматривается в законодательстве.

Также важно будет отметить, что процесс данный имеет свои тонкости. При официальном граждан на территории РФ из других государств возможно будет осуществить процесс получения пенсии.

Но опять же требуется соблюдения целого ряда требований. В первую очередь – касающихся стажа.

Работник, являющийся гражданином другого государства, обязательно должен быть оформлен официально. В противном случае он попросту не будет иметь права на получение пенсии.

Важно заранее ознакомиться с тем, какие требования устанавливаются для граждан, не являющихся гражданами РФ. Этот момент лучше всего заранее разобрать.

Отдельно нужно отметить, что процесс данный имеет целый ряд тонкостей, особенностей. Нередко проблемы с получением пенсии возникают как раз по причине незнания законов.

С недавних пор была введена бальная система для вычисления пенсии. Причем для получения таковой с недавних пор нужно набрать не менее 7.

Сумма таковых складывается из величины получаемой официально , а также стажа. Потому в случае, если нужное количество балов не набрано, претендовать гражданин может лишь на .

Последние поправки закона 166-ФЗ о государственном пенсионном обеспечении в РФ

Последние изменения касательно пенсии в РФ в 2019 году:

Причем именно самим получателям пенсии нужно будет ознакомиться в первую очередь со всеми поправками. Так как лучшее решение – самостоятельно осуществлять контроль соблюдения собственных прав.

Это позволит избежать многих сложностей, трудностей, проблем. При возникновении спорных ситуаций стоит попытаться разрешить её мирным путем.

1. Размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей в случае гибели (смерти) военнослужащих (за исключением членов семей граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

2. Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причины инвалидности в следующем размере:

1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:

инвалидам I группы - 300 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

инвалидам II группы - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

инвалидам III группы - 175 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;

2) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

инвалидам I группы - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

инвалидам II группы - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

инвалидам III группы - 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

3. Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

4. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:

1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи;

2) пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Потерей кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи.

5. Размеры пенсий, предусмотренные пунктами 2 - 4 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

В 2001 году в связи с изменившимся социально-экономическим положением в России возникла острая необходимость проведения пенсионной реформы и создания принципиально новой системы пенсионного обеспечения. Новое было разработано и принято в рекордно короткие сроки - с 1 января 2002 г. уже вступили в действие новые законы, регламентирующие назначение, размеры и порядок начисления пенсий.

Одним из основных законов, входящих в систему пенсионного обеспечения и являющихся составной частью пенсионной реформы, выступает от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон). Одновременно с принятием комментируемого Закона были разработаны и приняты от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Эти законы можно образно назвать "столпами", на которых в течение 13 лет (до 2014 года включительно) "стоял" институт пенсионного обеспечения в Российской Федерации, и которые регламентировали основания возникновения права на пенсию и порядок назначения двух видов пенсий - трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

С 1 января 2015 года в рамках совершенствования пенсионной системы России вступили в силу новые законодательные акты - от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях"), от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - ФЗ "О накопительной пенсии"). Однако внесение изменений в законодательную основу пенсионной системы нельзя назвать новой пенсионной реформой, поскольку она является логическим продолжением развития уже существующих в системе пенсионного обеспечения и пенсионного страхования принципов.

Страховую пенсию по старости (до 1 января 2015 г. - трудовую пенсию по старости) получает основная масса населения пенсионного возраста. Условиями для назначения страховой пенсии по старости являются: достижение установленного законом пенсионного возраста, который в России составляет для мужчин - 60 лет и для женщин - 55 лет, уплата страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в течение 15 лет, то есть, наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, увеличивается постепенно. В 2015 г. она составляет шесть лет. Начиная с 1 января 2016 г., она ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения законодательно установленного пенсионного возраста.

Пенсионный коэффициент также устанавливается с постепенным увеличением. Так, с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения установленного законом пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии по старости досрочно - на день установления этой страховой пенсии. Необходимо напомнить, что условиями назначения трудовой пенсии по старости ранее, в соответствии с "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" являлись достижение установленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет и для женщин - 55 лет) и страховой стаж продолжительностью не менее 5 лет.

Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Во-первых, это общая норма, устанавливающая, что данный вид пенсии назначается и выплачивается в соответствии с комментируемым . Однако если пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан не регламентировано комментируемым Законом, то оно осуществляется в соответствии с другими законами.

Так, пенсионное обеспечение членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регламентируется от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) регламентирует пенсионное обеспечение указанных категорий лиц.

Вместе с тем, в ходе совершенствования законодательства, в комментируемом появляются нормы, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, которое ранее устанавливалось иными нормативными актами. Так, пенсионное обеспечение космонавтов ранее осуществлялось в соответствии с Положением о пенсионном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утвержденном постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 17 мая 1993 г. N 455 "Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов". В настоящее время указанное Положение регламентирует только порядок установления периодов, засчитываемых в выслугу лет при назначении пенсии за выслугу лет.

Во-вторых, комментируемым установлено, что изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, осуществляется исключительно путем внесения изменений и дополнений в него. Указанная норма является общепринятой и содержится во всех действующих и вновь принимаемых федеральных законах, касающихся всех областей нормотворческой деятельности, включая и законодательство о пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации. Она является необходимой и оправданной, предотвращает правовые ошибки в применении законодательства и нагромождение законодательных и нормативных актов, упрощает и систематизирует нормотворчество. В период действия комментируемого Закона в него неоднократно был внесен ряд изменений.

2. комментируемой статьи устанавливает приоритет международных договоров в правоотношениях, возникающих по поводу пенсионного обеспечения, в том числе, при назначении государственных пенсий. Данная норма является конституционной, также содержится во всех принятых и действующих федеральных законах во всех областях правовой системы, и основывается на положениях Конституции РФ, которым установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Понятие международного договора дано в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", где международный договор Российской Федерации определен, как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Вопросы пенсионного обеспечения отражены во многих международных договорах. Приведем лишь некоторые и наиболее значимые из них. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) гласит: "Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства". Кроме того, ст. 25 данного документа закрепляет право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

1. Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

2. Размеры пенсий, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

3. При определении размера пенсии за выслугу лет в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер доли страховой пенсии, установленной и исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", а также суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то