Детско-родительский клуб «Учимся играя. Родительский клуб - эффективная форма взаимодействия с семьей Родительский клуб в детском саду темы план

Родительский клуб "Семейный очаг"

Перспективный план-программа работы родительского клуба «Семейный очаг» на 2016 – 2017 учебный год

Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи:

1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.

2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.

3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.

4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.

5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

Организация деятельности родительского клуба «Семейный очаг»:

1. Деятельность родительского клуба «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

2. В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.

3. Руководит работой клуба педагог-психолог.

4. Заседания сообщества проходят раз в месяц в группе, в музыкальном или спортивном зале.

5. Продолжительность заседания 1 – 2 часа.

6. Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей.

Сущность родительского клуба «Семейный очаг» основывается:

  • на тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями дошкольников;
  • на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагогов;
  • на возможности дифференцированного подхода к семье;
  • на добровольном участии родителей;
  • на активной позиции родителей;
  • на планомерности и последовательности проведения мероприятий.

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.

3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.

5. Сознательность, активность, дозированность - сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.

6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Месяц / неделя

Тема занятия

Ответственный

Контингент участников

Задачи

Материал

Сентябрь

3 неделя

Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год

Воспитатель

Родительский комитет, специалисты ДОУ, воспитатели

1.Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей.

2.Познакомить с планом работы родительского клуба на год.

3. Обсудить тематические запросы родителей.

1. Знакомство с участниками клуба (игра «Знакомство»).

2. Игра «Хвастовство».

3. Ознакомление с планом работы на год.

4. Анкетирование

5.Игра «Я ребенок».

6.Игра «Чемоданчик».

7. Памятка «Ваши ожидания»

8. Игра «Волшебный клубочек».

9. Коллаж «Что мне понравилось?»

1. Анкеты

2. Памятки «Ваши ожидания»

3. Клубочек

4. Ватман, фломастеры

Октябрь

3 неделя

Круглый стол «Ребенок имеет право»

Педагог- психолог

Родители семей «группы риска»

1.Воспитывать уважение к человеческой личности.

2.Способствовать воспитанию чувства уважения к семье.

3.Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка.

4.Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества.

5.Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей.

6.Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона.

1.Игра с мячом «Лови – бросай, права называй»

2. Дискуссия «Зачем соблюдать права ребенка?», иллюстрация последствий нарушения прав ребенка «Лист бумаги»

3. Презентация «Ребенок имеет право…»

4. Игра «Права сказочных героев» - работа в творческих группах

5.Лекция-беседа «Психологические права и обязанности ребенка в семье»

6. Анализ педагогических ситуаций и родительских высказываний-установок

7. Самостоятельная работа «Право ребенка – обязанность родителей» (заполнение «ромашки»)

8. Подведение итогов, распространение буклетов

1.Анкеты «Знаете ли вы права своего ребенка?»

2.Буклеты «Ребенок имеет право»

3. Книги со сказками «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др.

4. Карточки с ситуациями и высказываниями

5. Ромашки «Право ребенка – обязанность родителей»

Ноябрь

2 неделя

Педагогическая гостиная «Безопасная дорога детства»

Старший воспитатель, муз. руководитель, логопед

1.Привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей

2.Формирование у родителей социально приемлемой позиции участника дорожного движения

3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах обучения детей ПДД

1. Выступление агитбригады «Светофорик»: «Правила дорожные – правила надежные!»

2. Блиц-опрос «Правила знаю и соблюдаю»

3.Презентация «Безопасная дорога детства»

4. Практикум «Дорожные ловушки»

5. Анкетирование «Грамотный пешеход»

6. Выставка дидактических игр и пособий по ПДД, детской художественной литературы по теме, плакатов

7. Распространение буклетов «Правила движения достойны уважения!»

1.Афиши

2.Подготовка презентации

3.Карточки «Дорожные ловушки»

4.Анкеты «Грамотный пешеход»

5.Буклеты «Правила движения достойны уважения!»

6.Игры, пособия и литература по ПДД

Декабрь

1 неделя

Устный журнал «Этика семейных отношений»

Педагог-

психолог

Родители групп дошкольного возраста, воспитатели

1.Привлечь внимание родителей к этике семейных отношений.

2.Формирование у родителей понимания о правилах поведения в семье.

3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания у детей понятий о этике и эстетике семейных отношений.

1.Игра «Знакомство».

2.Коллаж сценок о семейной жизни и роли в них детей.

3.Распространение буклетов-памяток.

4. Тестирование « Я конфликтный?»

5. Сообщение «Манипуляция в семье»

6. Подведение итогов

1.Памятки для родителей:

Мама может…

Папа может…

Бабушка и Дедушка могут….

2. Тест

Январь

3 неделя

Лекция-беседа «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье»

Воспитатель

Родители семей «группы риска», психолог, соц. педагог

1. Дать родителям представление о понятии «депривация».

2. Формировать у родителей понимание роли общения в развитии ребенка.

1. Игра в кругу «Общение: хорошо - плохо»

2. Сообщение по теме на основе презентации

3. Игра с клубочком «Важным для меня стало…» (обратная связь)

1. Презентация

2. Клубочек

Февраль

4 неделя

Дискуссионный клуб «Ребенок на пороге школы»

Педагог-

психолог, воспитатели группы

Родители и воспитатели подготовительной группы

1. Выяснить позицию родителей по проблеме подготовки детей к школе.

2. Заложить у родителей правильные понятия о психологической готовности ребенка к школе.

3.Обсудить опасения родителей при поступлении ребенка в школе.

4.Обьяснить требования к прохождению тестирования при поступлении в школу

1.Открытый показ образовательной деятельности.

2. Опросник «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе»

3. Дискуссия «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»

4. Сообщение «Параметры готовности к школьному обучению»

5.Игра « Я боюсь, что в школе….»(игра - рисование, цветовые карточки – определение степени беспокойства родителей в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка)

6. Практикум «Родительские установки и школьные трудности»

7. Выступление учителя начальных классов «Современная школа – какая она?»

8.Распространение памятки «Параметры готовности ребенка к школе», буклетов «Родителям будущих первоклассников»

1. Памятки «Параметры готовности ребенка к школе»

2. Буклеты «Родителям будущих первоклассников»

3. Опросники «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе»

4. Цветовые карточки

5.Ватман, карандаши

6. Карточки с родительскими высказываниями

Март

2 неделя

Семинар-практикум «Театр делаем сами»

Муз. рук., логопед

Родители групп дошкольного возраста, воспитатели

1. Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников

2. Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования

3. Формировать умение изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала

1. Игра «Театр – это…»

2. Презентация «Организация театрализованной деятельности дошкольников»

3. Ознакомление с выставкой «Театр своими руками»

4. Игра «Теремок»

5. Практикум «Изготовление театра своими руками»

6. Подведение итогов, распространение буклетов «Театр делаем сами»

1. Разные виды самодельных театров

2. Материал для изготовления театров

3. Буклеты «Театр делаем сами»

Апрель

1 неделя

Тренинг «Портрет моего ребенка»

Педагог-

Психолог, воспитатели

Родители и воспитатели всех возрастных групп

1.Помочь родителям в понимании роли ребенка в отношениях с родителями.

2.Помочь понять родительские переносы своих личных желаний на ребенка.

3.Определить, что же действительно хочет ребенок, а что хотят от него родители.

4.Помочь в гармонизации отношений детей и родителей в семье.

1.Игра «Знакомство».

2.Проективный тест «Портрет моего ребенка»

3. Мой ребенок глазами других родителей

4.Игра «А нужен ли тебе кружок?»

5.Игра «Пожалей и поругай»

6.Тест «Портрет моего ребенка»

Май

2 неделя

Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год

Педагог-психолог, воспитатели

Родительский комитет, воспитатели и специалисты ДОУ

2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба.

3.Определить тематические запросы родителей на следующий год.

1.Прзентация «Работа родительского клуба «Семейный очаг» в2016-2017 году»

2. «Что дал мне родительский клуб?» - рисуночный тест.

3. Над чем я поработал бы в следующем году? -игра.

4.Чаепитие: «А мне понравилось!»

1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток.

2. Презентация

3. Атрибуты для чаепития


Галина Хмелевская

Конспект занятия в детско-родительском клубе «Мы вместе »

Проводит педагог - психолог ГБОУ гимназия №1519

Хмелевская Галина Викторовна

Занятие 1

"Будем знакомы!"

Цель. Познакомить участников группы друг с другом, с ведущим, c правилами работы. Установление контакта между участниками группы. Создание позитивного настроения и сплоченности группы. Развитие тактильных ощущений.

Оборудование. Стулья для всех участников, клубок ниток , записи со спокойной и ритмичной музыкой.

Ход занятия

Все участники группы садятся на стулья в круг.

Психолог : Здравствуйте, уважаемые родители и ребята. Мы рады видеть Вас сегодня в этом зале. Надеемся, что и Вы получите удовольствие от нашей встречи.

Сегодня у нас первое занятие , на котором мы будем говорить, и играть, и это нам поможет лучше узнать и понять друг друга. На наших занятиях мы всегда будем садиться или вставать, как и сейчас, в круг, для того, чтобы каждый человек видел всех участников. Одни игры и упражнений будет проходить здесь в кругу, а другие – на ковре, где мы сможем подвигаться.

Существует несколько правил, которые мы должны выполнять :

Правило № 1. Правило доброжелательности

Партнерским общением является такое, при котором учитываются особенности каждого участника, его чувства, эмоции, переживания. Реализация этого правила создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет детям и взрослым контролировать своё поведение и не стесняться ошибок.

Правило № 2. Всегда говорит только один человек (говорим хором, если того требуют правила игры) .

Правило № 3. Можно не отвечать на вопрос, если вам этого не хочется.

Правило № 4. Выполнять домашние задания

1. Упражнение «Волшебный клубок » (10 мин.)

Цель : знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье. Создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.

Психолог : Ну, вот мы и разобрались с правилами, начинаем. Участники становятся в круг.

Давайте познакомимся! Посмотрите,у меня в руках клубок ниток , но клубок не простой , а волшебный, у кого он будет в руках, должен представиться, взяться за ниточку, назвать положительное качество, которое ценит в себе на первую букву имени, взяться за ниточку и передать клубок соседу . И так по кругу. Когда клубок вернётся к ведущему , все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка потяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире.

Какой прочный получился у нас круг, это потому что мы вместе . А вместе мы – сила .

А теперь посмотрим, насколько хорошо мы запомнили друг друга. Наматываем ниточку на клубок , передаем его соседу и называем его имя.

2. Упражнение «Нос к носу» (10 минут)

Цель : приветствие по кругу на невербальном уровне :

Психолог : Вот мы и познакомились. Молодцы! Я прошу всех пройти на ковер.

А сейчас дети и взрослые будут под музыку произвольно двигаться по залу в любом направлении. По сигналу, например, «Носики» они становятся парами и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными : «Ладошки» , «Коленочки» , «Ушки» , «Лобики» – трутся лбами и т. д. В завершении даётся команда «круг» – все встают в круг и произносят хором : «Руки вверх я подниму, здравствуйте, я всем вам скажу!»

3. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» (5 мин.)

Цель : игра хорошо поднимает настроение в группе и сближает участников.

Участники сидят в кругу. Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.

Психолог : Возвращаемся на свои места в круг. Сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах.

Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сегодня в брюках… кто любит мороженое… у кого есть брат и т. п.

Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим.

Психолог предлагает задания участникам игры :

Встаньте и присядьте те, у кого на шее цепочка;

Обойдите по кругу вокруг стульев те, у кого карие глаза;

Поменяйтесь местами те, у кого дни рождения летом и зимой;

Поменяйтесь местами те, кто пришли сегодня в брюках;

Улыбнитесь нам те дни рождения, которых весной и осенью;

Выйдите в круг и пожмите друг другу руки родители, которые любят своих детей и др.

4. Игра "Зеркало" (10 мин., выполняется в кругу)

Цель : игра, направлена на развитие умения различать эмоциональное состояния.

Психолог : Сколько интересного мы уже узнали друг о друге. Следующая игра требует от вас предельного внимания. Сейчас вы сможете потренировать свое воображение, и свое умение внимательно наблюдать за партнером. Участникам предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Сначала те, кто стоит во внутреннем кругу, будут зеркалом. Их задача – точно повторять движения, которые показывают партнеры, стоящие во внешнем кругу. Потом вы поменяетесь ролями.

Во время упражнения можно включить ритмичную музыку.

После игры психолог обсуждает с участниками, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

5. Упражнение «Друзья» (5 минут)

Психолог :

А сейчас, я прошу всех пройти на ковер.

Побежали, побежали парами скорей - (парами бегут, взявшись за руки)

И друг другу погрозили : «Ссориться не смей!» - (грозим пальцем)

Хлопнули в ладоши - (выполняем хлопки)

Крепко обнялись

Пару поменяли - (внешний круг меняет партнеров)

За руки взялись.

6. Упражнение «Комплименты» в детско - родительских парах (5 минут)

Психолог :

А сейчас, уважаемые родители, мы будем говорить друг другу ласковые слова : взрослый, обращаясь к ребенку, говорит, например : «Костя

ты (3 ласковых слова) ». Затем ребенок кивает головой и говорит : «Спасибо. Мне очень приятно» .

Так по кругу все пары высказываются…

Заключительная часть

Психолог :

Наше занятие подходит к концу , слышите, как журчит наш ручеек радости (упражнение из программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я» ). Давайте возьмемся за руки, представим, как чистый ручеек течет по нашему кружочку, и поделимся своей улыбкой друг с другом (дети и родители передают свою улыбку по кругу) .

Ритуал прощания : "Всем-всем. До свидания!"

Все мы получили заряд бодрости и хорошее настроение! Всем большое спасибо!Занятие закончено . До новых встреч в нашем клубе !

Публикации по теме:

В октябре состоялось открытие нового сезона нашего родительского клуба "Ладушки". Одной из главных тем, волнующих родителей малышей, только-только.

Конспект встречи в детско-родительском клубе «Наши ласковые ручки-нашей любимой мамочки» Конспект встречи в детско-родительском клубе «Заботливые родители» Тема «Наши ласковые ручки - нашей любимой мамочки» Цель: Подчеркнуть.

Тема: «Люблю тебя, мой город» Цель: гармонизация детско-родительских отношений, создание эмоционально-творческой обстановки во время игрового.

Конспект совместного занятия: родитель, психолог, ребенок Задачи: развитие произвольности и самоконтроля у детей; развитие внимания, согласованности движений; снятие психоэмоционального напряжения.

Подробности

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей , на наш взгляд, являются Родительские клубы , которые стали неотъемлемой частью воспитания и образования детей в нашем детском саду. Первое заседание Родительского клуба прошло в октябре 2008 года, благодаря инновационной работе в городской экспериментальной площадке, что стало отправной точкой для дальнейшей организации Родительских клубов по различным направлениям.

Поскольку данная работа осуществлялась в рамках реализации программы совместного пилотного проекта Департамента образования г. Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» и участия ДОУ в городской экспериментальной площадке по теме: «Технология преемственности – основа формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» под руководством д.п.н. Просвиркина В.Н., перед коллективом были поставлены следующие задачи :

  • выявить социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи;
  • определить эффективные формы взаимодействия с родителями;организовать систематическую работу Родительских клубов.

Работа над определением эффективной формы взаимодействия с родителями проходила в несколько этапов.

Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы. Анализ результатов проведенной работы выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

После подведения итогов сбора и анализа полученной информации начался второй этап , целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по выявленным вопросам. Возникла потребность в такой форме взаимодействия ДОУ с семьей, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса, вызвать у них интерес к познанию самих себя и детей, поддержать их в развитии социально-культурной компетентности в области воспитания, осознанию родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов детско-родительских отношений.

Проанализировав сложившую ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями, специалисты наших служб пришли к выводы, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является Родительский клуб.

Третьим этапом в реализации поставленных задач стало создание Родительских клубов службами ДОУ по выявленным проблемам.

Прежде всего, были определены общие цели и задачи работы всех Родительских клубов, а также сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Родительских клубах, планов работы Родительских клубов всеми специалистами служб.

Целью создания клубов стало формирование в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Цель Родительских клубов - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.

Задачи:

  • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Принципы взаимодействия с родителями:

  • целенаправленность - привлечение всех СОД к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
  • плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
  • дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
  • сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
  • стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
  • доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • сохранение семейных ценностей и традиций;
  • возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
  • рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.

Были разработаны Правила поведения родителей на заседаниях Родительских клубов , которые сообщались родителям перед занятием в отсутствии детей:

  • на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;
  • контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
  • принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
  • быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.

В организации работы родительских клубов мы используем разнообразные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. Планирование работы клубов происходит на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клубов может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ, в том числе и медицинского персонала, в выработке единства педагогических требований к ребенку и расширению познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

На сентябрь 2011 года в нашем ЦРР –д/с №2528 функционируют следующие Родительские клубы:

1. «АКВАбеби»

2. «БЕБИспорт»

3. «Физкультура под рукой»

4. «Радость общения»

5. «Год до школы»

Родительский клуб «АКВАбеби»

Одним из самых интересных и посещаемых является клуб «АКВАбеби». Клуб посещают родители с детьми от 1,5 до 3-х лет. Занятия проводятся в виде игры и этим они отличаются от общеизвестных способов обучения плаванию детей. Инструктор по ФИЗО совместно с родителями создает обстановку, при которой ребёнок постепенно начинает доверять окружающей его атмосфере, тем самым оздоравливаясь и получая первые навыки по обучению плаванию. Также занятия в водной среде оказывают терапевтическое действие на ослабленный организм и закаливающий эффект, повышая сопротивляемость организма к заболеваниям.

К занятиям с детьми такого возраста мы привлекаем родителей, которые помогают своим малышам быстрее адаптироваться к водной среде, посредством своего присутствия на занятиях и выполнением домашних заданий, непосредственно дома.

Основная цель работы клуба – через обучение плаванию создать основу для разностороннего физического развития дошкольника.

В качестве конкретных задач , которые мы ставили, можно выделить следующие:

1. Формирование навыков плавания.

2. Развитие двигательных качеств.

3. Воспитание мышечно-интеллектуальной радости в процессе занятий.

В рамках реализации поставленных задач с родителями, посещающими Родительский клуб, организуются: практические занятия на суше и воде, при разработке которых учитываются рекомендации специалистов всех служб ДОУ; круглые столы, дискуссии, консультации по вопросам физического развития детей раннего возраста.

Для создания этого Родительского клуба нам не потребовалось дополнительных материальных вложений. Главное, что коллектив и родители поддержали идею создания клуба «АКВАбеби» для самых маленьких воспитанников нашего ДОУ. Нашим инструктором по плаванию были разработаны: Программа работы родительского клуба «АКВАбеби», методические рекомендации по проведению занятий в бассейне, консультации для родителей, методические рекомендации по подготовке детей к занятиям в условиях семьи.

Нами была проведена огромная информационно-просветительская работа среди родителей, по привлечению их к занятиям в клубе. При организации работы клуба были организованы опросы родителей на предмет обучения плаванию детей раннего возраста. Данные опроса говорят о том, что 64% родителей опасаются заболеваний детей после посещения бассейна, 58% изъявили желание к обучению плаванию детей с раннего возраста.

Анализируя работу Родительского клуба «АКВАбеби», можно с уверенностью сказать, что проводимая работа дает положительный результат. Мониторинг здоровья детей младшего дошкольного возраста показал спад простудных заболеваний. Дети, посещающие данный клуб, полностью адаптированы к воде, а в дальнейшем процесс обучения уже спортивным способам плавания происходит эффективнее и быстрее.

Родительские клуб «БЭБИспорт», «Физкультура под рукой»

В 2008 году в нашем ЦРР, реализуя физкультурно-оздоровительное направление в развитии детей дошкольного возраста, под руководством воспитателя по физической культуре стали функционировать Родительские клубы «БЭБИспорт» и «Физкультура под рукой». Это одна из форм сотрудничества, где знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активизируются взаимодействия педагога, родителя и ребёнка. На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей.

Клуб «БЭБИспорт» посещают дети раннего и младшего дошкольного возраста совместно с родителями, а родительский клуб «Физкультура под рукой» организован для детей старшего дошкольного возраста. Через анкетирование и беседы была изучена психолого-педагогическая компетенция родителей в вопросах физического развития и сделаны следующие выводы:

  • в большинстве случаев родители безынициативны в организации совместной с ребёнком двигательной деятельности;
  • в семье взрослые испытывают трудности в организации физкультурно-игровой деятельности вместе с ребёнком;
  • родители слабо ознакомлены с оздоровительными методиками;
  • во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми.

Была определена цель работы Родительских клубов - формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений.

Определены задачи:

  • организовать работу родительских клубов для родителей по особенностям физического развития детей на разных возрастных этапах;
  • формировать у родителей и детей знания о здоровье и здоровом образе жизни, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

Совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт. Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях в Родительских клубах достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем; подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально-ритмические упражнения; релаксационные упражнения.

Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения. Родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность гармонизации детско-родительских отношений.

Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком.

Для родителей и детей, посещающие клубы проводятся большие семейные праздники. С помощью этих мероприятий у детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными. С помощью взрослого, ребенок осознает: для того чтобы быть здоровым нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни. Дети ясельного возраста, посещающие клуб «БЭБИспорт» легче проходят адаптационный период благодаря совместным занятиям с родителями.

Проведенный мониторинг среди родителей, посещающих клубы, по вопросам развития физических и спортивных навыков у детей, показал, что заметно повысилась их заинтересованность по данным вопросам. По словам родителей, полученные навыки делают их отдых с детьми более активным и разнообразным. С целью ознакомления их со здоровьесберегающими технологиями в конце каждого занятия предлагаются буклеты, которые содержат описание и схематичное изображение упражнений, и различные советы по организации занятий по физической культуре в домашних условиях. На сайте нашего ДОУ ведется ежемесячная рубрика «Родительские клубы», где демонстрируется фотовыставка каждого заседания клуба. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.

Реализуя, таким образом, работу родительских клубов по физическому направлению, неизбежно встал вопрос о психологическом и социальном здоровье детей дошкольного возраста. Следовательно, возникла необходимость создания родительского клуба психологического направления.

Родительский клуб «Радость общения»

На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Чрезвычайную значимость в настоящее время имеют детско-родительские отношения, что привлекает к этой проблеме внимание многих психологов самых различных школ и направлений. На сегодняшний день, пожалуй, никто из родителей, воспитателей не станет возражать против утверждения о том, что развитие ребенка, его психических и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка. Стал вопрос о необходимости просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье. С целью решения данной проблемы и был создан Родительский клуб, психологической направленности «Радость общения».

Основной целью создания Родительского клуба «Радость общения» является сохранение психологического и социального здоровья детей дошкольного возраста.

На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд сопутствующих задач :

  • укреплять внутрисемейные и межсемейные связи;
  • создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;
  • активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  • развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
  • обобщать опыт семейного воспитания.

Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний Родительского клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей, каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы Родительских клубов, так и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Педагог-психолог на заседаниях Родительского клуба применяет разнообразные психологические игры, с использованием дыхательных элементов, различного рода движений, воображения, различных подручных средств – ткани (материи), ленты, коробки, губки, бумага, вата, салфетки, крупы, тесто. Результатом занятий в данном клубе – это снятие у ребенка напряжения, агрессивности, улучшения эмоционального фона, умение управлять своими чувствами.

Благодаря деятельности Родительского клуба «Радость общения» наладилась прочная взаимосвязь с семьями воспитанников, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

Родительский клуб «Год до школы»

Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовке детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями.

Считаем одну из наиболее эффективных форм работы с семьёй по данному направлению - Родительский клуб «Год до школы» для родителей и детей подготовительной группы, организованный на базе нашего ДОУ благодаря участию в ГЭП

КОНСПЕКТЫ ВСТРЕЧ

Алена МОСКАЛЁВА,
педагог-психолог,
ДОУ «Детский сад № 62 «Березка» комбинированного вида,
г. Белово, Кемеровская область

Родительский клуб в детском саду

Цель работы клуба: психологическое просвещение родителей воспитанников, содействие сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников и родителей.

Задачи:

Расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики;

Коррекция детско-родительских отношений;

Формирование единого пространства семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии дошкольников и их подготовке к обучению в школе.

Членами клуба являются родители (мамы, папы), лица, их заменяющие, любой возрастной категории. В работе клуба могут принять участие руководители, педагоги, дети, представители общественных организаций.

ВСТРЕЧИ НА ТЕМУ
«Адаптация ребенка в детском саду»

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влиящих на успешную адаптацию.

Оборудование: бумага (1/8 листа А4) для визиток (20 штук), листы формата А4 (40 штук), английские булавки, цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, плакаты (приложения 1, 2, 3, 4, 5), любой из вариантов обратной связи (приложение 6) на каждого участника.

ХОД ВСТРЕЧИ

Упражнение «Визитки»

Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визитки. После того как визитки изготовлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своем ребенке, посещающем детский сад.

Упражнение «Правила нашей группы»

Ведущий. Правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы.

Участникам дается право убирать и добавлять правила (см. приложение 1). Все правила записываются на большом листе ватмана и помещаются на доске (стенде, наборном полотне, стене и т.д.).

Анализ упражнения

В какой степени предложенные правила ясны участникам?

Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительны?

Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными?

Упражнение «Мое настроение» (1-я часть)

Ведущий. Сейчас я попрошу вас взять карандаши, лист бумаги и нарисовать картину, которая соответствует вашему сегодняшнему состоянию, настроению.

По окончании рисования проводится демонстрация получившихся рисунков. Ведущий подытоживает общий настрой группы и фиксирует различные проявления настроения участников, выразившиеся в подборе цвета, элементах рисунка и т.д.

Таким образом, мы можем сказать, что подсчитать количество адаптационных периодов точно невозможно и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие (приложение 2).

Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией (приложение 3).

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду. В яслях этот период не должен превышать 7–10 дней, в саду для детей в возрасте 3–4 лет - две-три недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.

Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией (приложение 4).

Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка (приложение 5).

Упражнение «Ситуация»

Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.

Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберет его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил воспитательницу помочь ему немного. Все дети начали смеяться, что он такой неумеха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придет. Но мамы не было. А вместо нее появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушел без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Шурик отказался от обеда, не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова стал звать маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательницы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так плохо себя ведет. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал все сильнее и сильнее.

Вопросы

Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду?

Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой?

Как бы поступили вы на ее месте?

Игры «По дороге в детский сад»

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.

1. «Все круглое (квадратное, треугольное)»

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

2. «Красные (зеленые) предметы» - по принципу упражнения № 1.

3. «Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.

4. «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

5. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?» Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»

Упражнение «Мое настроение» (2-я часть)

Участникам предлагается на новом листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению.

Анализ упражнения

Что изобразили и почему?

Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?

Обратная связь

Ведущий предлагает родителям один из вариантов обратной связи (приложение 6).

По окончании письменного оформления впечатлений ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.

ВСТРЕЧА НА ТЕМУ
«Чудо-чадо, или Вундеркинд»

Цели: расширение представлений родителей об особенностях взаимодействия с одаренным ребенком и стиле поведения взрослых, способствующем развитию склонностей и способностей ребенка.

Оборудование: бумага (1/8 листа А4) для визиток (20 штук), листы формата А4 (20 штук), английские булавки, цветные карандаши, фломастеры, сюжетные картинки (25–30 штук), плакаты (приложения 8, 9), 4 листа бумаги с надписями «Портрет одаренного ребенка», «Как надо взаимодействовать с одаренным ребенком», «Как не надо вести себя с одаренным ребенком», книга отзывов.

Предварительная работа: заполнение родителями анкеты «Оценка общей одаренности»

Анкета «Оценка общей одаренности»

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет.

Характеристика Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствительность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Избирательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Требовательность к результатам собственной деятельности

ХОД ВСТРЕЧИ

Ведущий. Добрый вечер, папы и мамы! Сегодня наша встреча называется «Чудо-чадо, или Вундеркинд».

Упражнение «Визитки»

Ведущий. В начале нашей встречи мы с вами изготовим визитки для того, чтобы нам было проще общаться. Пусть каждый из вас напишет на визитке свое имя так, как он хотел бы чтобы его называли в группе.

(Родители изготавливают визитки в течение 3 минут.)

А сейчас я попрошу каждого из вас представиться и высказать свои ожидания по поводу нашей встречи.

Упражнение «Расшифруем свое имя»

Ведущий. Сейчас пусть каждый из вас расшифрует свое имя (то имя, которое написано у вас на визитке), например:

А - активная,
Л - ласковая,
Е - единственная,
Н - надежная,
А - артистичная.

Ведущий дает участникам группы 2–3 минуты, затем каждый зачитывает «расшифровку» своего имени.

Упражнение «Близкая мне картина»

На полу раскладываются сюжетные картинки с различными изображениями (количество картинок больше, чем количество участников встречи). Каждый из участников выбирает себе одну картинку и рассказывает, почему он ее выбрал, чем она ему близка.

Ведущий. Как вы помните, тема нашей встречи - вундеркинд. Кто это?

(После того, как участники высказывают свое мнение, психолог проводит информирование.)

Вундеркинд - от немецкого «вундер» - чудо и «кинд» - ребенок, дитя, то есть чудо-ребенок. Как вы думаете, все ли взрослые одинаково относятся к тому, что их ребенок одаренный?

Что же такое «одаренность»? (Зачитывается определение из «Психологического словаря».) Как одаренность проявляется в ребенке?

Упражнение «Портрет одаренного ребенка»

Участники делятся на три группы (примерно равного количества). Каждая подгруппа в течение 5 минут обсуждает и записывает свои мнения по поводу проблемы, которой озаглавлен лист:

1-я - «Портрет одаренного ребенка»;

2-я - «Как надо взаимодействовать с одаренным ребенком»;

3-я - «Как не надо вести себя с одаренным ребенком».

Ведущий предлагает заслушать представителя от первой группы и подводит итог, озвучивая информацию с плаката «Портрет одаренного ребенка» (приложение 8). Для подведения итогов работы остальных групп участникам предлагаются памятки (приложения 9, 10).

Ведущий. Как вы считаете, ваш ребенок одаренный? (Обсуждение результатов анкеты «Оценка общей одаренности».)

Какой позиции нужно придерживаться родителям, чтобы развить одаренность ребенка?

Упражнение «Стили взаимодействия»

Выбираются два человека (по желанию), которым ведущий предлагает выйти за дверь и придумать, какой предмет они изобразят жестами перед аудиторией. Задания для участников группы: первого «художника» поддерживать, второго - критиковать, высмеивать, подшучивать над его действиями.

Обсуждение

Как себя чувствовали «художники»?

Что хотелось делать, как поступить, когда слышались реплики со стороны зрителей?

Как менялись действия в процессе работы?

Хотелось ли продолжать показ?

Ведущий благодарит участников за «картины» и предлагает участникам сказать второму «художнику» слова поддержки и одобрения.

Ведущий. Мы должны помнить о роли родительских установок и их влиянии на развитие творческого потенциала ребенка (плакат, приложение 8).

И в заключение хочется сказать о том, что проявляющиеся в дошкольном возрасте склонности и задатки могут со временем угаснуть, а другие, наоборот, проявиться. У тех детей, которые не проявляли способностей в дошкольном возрасте, способности могут появиться. Широко известны случаи, когда склонности и способности проявляются у людей даже в зрелом возрасте. Об этом надо помнить.

Обратная связь «Закончи фразу» (приложение 6, вариант 1)

Ведущий предлагает участникам сказать о своих впечатлениях от встречи.

Прощание

Участники встают в круг. Каждый по очереди поворачивается к своему соседу слева и говорит: «Я желаю тебе…» (нужно закончить фразу).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Примерные правила общения в группе

1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он этого хочет.

2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.

3. Наша первая цель - установить позитивный контакт друг с другом.

4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.

5. Мы должны прислушиваться к другим.

6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

7. Новые участники становятся членами нашей группы просто потому, что они садятся в общий круг и остаются.

Приложение 2

Ситуации, требующие приспособления
ребенка к смене жизненных обстоятельств

Поступление в детский сад.

Переход из одной группы в другую.

Длительная болезнь.

Длительный отпуск.

Пребывание в детском саду санаторного типа.

Смена педагога.

Появление нового ребенка в группе сверстников.

Приложение 3

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

Беспокойство

Заторможенность (повышенная возбудимость)

Капризность

Раздражительность

Упрямство

Приложение 4

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

Являющиеся единственными в семье;

Чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

Привыкшие к тому, что их капризам потакают;

Пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

Не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

Неуверенные в себе;

Страдающие ночными страхами;

Эмоционально неустойчивые;

Пережившие психологическую травму;

С ярко выраженными деффектами (в более старшем возрасте);

Чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

Приложение 5

Правила для родителей в период
адаптации ребенка к изменяющимся условиям

(памятка)

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до первого дня посещения группы детского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

Приложение 6

Варианты обратной связи

Вариант 1

Мне понравилось ………………………………………………

Мне не понравилось …………….……………………………

Я хотела бы ………………………………………………………

В следующий раз ………………………………………………

Я желаю ……………………………………………………………

Вариант 2

На листочке «солнышко» написать положительные отзывы, понравившиеся моменты. На листочке «гроза» - то, что не понравилось, на что необходимо обратить внимание.

Вариант 3. «Плакат»

Необходимо записать свои впечатления в виде одной фразы (утверждающей, провозглашающей и т.п.).

Вариант 4

Организация занятия…………………………………………

Помещение…………….………………………………………

Информация…………….……………………………………..

Демонстрационный материал…………………………….…

Общение…………….…………………………………….……

Приложение 7

Родительские установки

Позитивные Негативные
Постараешься и сделаешь Опять ты лезешь!
Все будет хорошо Отстань!
Не получится - попроси о помощи Не мешай!
Без тебя как без рук! Не путайся под ногами!
Ты - настоящий помощник! Отойди
Как здорово у тебя получилось! Без тебя справлюсь
У тебя золотые руки! Сначала вырасти, а потом…
Без тебя я бы не справился (лась) А то я сам(а) не знаю…
У тебя все получится! Вот всегда ты так
Я тебе обязательно помогу… Тебя не спрашивают
Любое дело тебе по плечу! Вечно у тебя все из рук валится!
Ты справишься Замолчи, я сказала!
Как ловко у тебя получилось! Всякую ерунду сделал (а)
Постарался и справился С тобой беда

Приложение 8

Портрет одаренного ребенка

(плакат)

Показатели ранней умственной или общей одаренности детей:

Самостоятельное освоение ребенком грамоты;

Формирование к 4–5 годам важнейших счетных умений (дети знают сложение, вычитание, иногда умножение, легко справляются с задачками на вычитание в пределах от нескольких десятков до сотни);

Хорошее развитие логических операций (дошкольники как бы интуитивно осваивают важнейшие логические законы и закономерности, умеют сравнивать, противопоставлять, рассуждать, предполагать, делать выводы);

Тяга к теоретическим знаниям (научившись читать, такие ребята начинают «глотать» без разбора любую литературу или прочитывают книги по выбранной тематике);

Физически хоршо развиты, редко болеют;

Без труда переносят значительные физические и интеллектуальные нагрузки;

У одаренных детей преобладают познавательные интересы.

Приложение 9

Как надо взаимодействовать с одаренным ребенком

(памятка для родителей)

Понять ребенка и осознать его неординарность.

Не игнорировать всю уникальность его данных.

Не восторгаться им сверх меры.

Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

Создать условия для поощрения таланта.

Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы.

Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность.

Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и перегружать его.

Создать для ребенка атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.

Учить терпению и поощрять старание.

Тактично, деликатно помогать.

Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

Учить ребенка быть как можно менее уязвимым. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.

Учить владеть эмоциями.

Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает. Все делать, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ.

Не возвышать его над остальными детьми в семье.

Учить налаживать отношения со сверстниками, быть дружелюбным в коллективе.

Стараться объяснить, что некрасиво поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка, с чем связаны его агрессия и неприятие себя, что беспокоит малыша.

Учитывать его индивидуальность.

Все время ободрять его.

Тактично обращаться с ним.

Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка.

Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

Приложение 10

Как не надо вести себя с одаренным ребенком

(памятка для родителей)

Не обращать внимания на дар ребенка или специально возвышать его все время до небес.

Воспитывать как самого обычного ребенка или создать «тепличные» условия для жизни.

Наказывать за любознательность или настолько поошрять ее, что это может кончиться срывом.

Любыми способами замедлять развитие или настолько ускорять его, что это будет не по силам малышу.

Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.

Не обучать коммуникабельности и культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.

Не помогать решать проблемы с воспитателями.

Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.

Пытаться завышать все эталоны, которым ваш ребенок подражает.

Драматизировать неудачи.

Стараться выставить напоказ любые недостаткц малыша.

Подчеркивать его физическое несовершенство и ущемлять тем самым самолюбие ребенка или не обращать внимания на то, как развит ваш малыш физически, и не стараться помогать ему усвоить физические навыки, считая, что главнее всего - интеллект.

Не понимать проблемы малыша и не пытаться разрешить их.

Чрезмерно опекать или не помогать ни в чем.

Чтобы ваш ребенок был стандартным, подрезать ему все время крылья.

Список литературы

Ашиков В . Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. - 2006. - № 2.

Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1986.

Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3.

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Корнеева Е.Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.

Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши. - Ярославль: Академия развития: Академия, К0, 1999.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Росс А. Наши дети - наши проблемы. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Взаимодействие современного детского сада и семьи, родителей детей направлено на обеспечение единства и согласованности в воспитании и обучении. Главный принцип взаимодействия это открытость детского сада, всего учебно-воспитательного процесса. Отсюда важно и включение родителей в управленческий состав, обсуждение разных проблем воспитания, приглашение их в качестве гостей на открытые мероприятия (Дни открытых дверей, мастер-классы), участие в праздниках в качестве героев (конечно же с их согласия) дает им возможность испытать всю прелесть подготовки и атмосферы праздника. Так же остаются интересными активными формы взаимодействия – совместные досуги. Важным моментом взаимодействия является показ деятельности детей и педагогов. Важно учитывать принципы работы педагогов с семьями на современном этапе:
– соблюдение прав и свобод ребенка;
– тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление воспитания;
– учет запросов родителей в планировании и осуществлении педагогической деятельности.

Для плодотворного общения на первое место выходят родительские клубы, где происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Часто клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы). И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.

Работа родительского клуба “Растим ребенка счастливым” в ГБОУ детском саду № 2457.

В организации работы используем разнообразные формы работы: беседы, семинары, круглые столы, совместная деятельность, обсуждение семейного опыта.

Длительность заседания около 1 часа. Периодичность 1 раз в месяц. План заседания на учебный год:

Месяц. Название. Форма проведения.
Август Анкетирование по выявлению трудностей и интересов. Анкетирование, беседы.
Цели : знакомство с родителями; выявление запросов, вызывающих трудности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста; определить эффективные формы взаимодействия с родителями; организовать систематическую работу Родительских клубов, в том числе и разработка планов; определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по выявленным вопросам; составление дальнейших рекомендаций; оказание психологической помощи и поддержки родителей воспитанников

Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

Задачи: оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка; повышать педагогическую культуру родителей; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Сентябрь. Заседание “Кризисы. Что это такое? Какие бывают? Как поступить?” Семинар “Возрастные кризисы у детей”. Приложение 1
Цели и задачи: ознакомление с возрастными кризисами детей дошкольного возраста; обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком; ознакомление со способами экстренного реагирования на кризисные проявления ребенка; обучение методам релаксации и саморегуляции.
Октябрь. “Упрямство и капризы детей”. Круглый стол.
Цели и задачи: Развивать понимание детского мироощущения, развитие объективности в понимания себя и других, знакомство с властолюбием у детей и взрослых, как одной из причин нарушений детского поведения и конфликтов с родителями; обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком
Ноябрь. “Игра –дело серьезное”. Тренинг, обмен опытом.

Конспект игрового занятия-импровизации “Просто так”. Приложение 2

Цели и задачи: развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения; снятие мышечных и психологических зажимов, формирование навыков невербальной коммуникации, развитие внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы; обучение приемам эффективного взаимодействия посредством игры.
Декабрь. “Как организовать интересный досуг семьи?” Обмен опытом, совместная деятельность
Цели и задачи: познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения; .
Январь. “Преодолеваем тревоги и страхи ребенка”. Семинар-практикум “ Сказка про полосатого бегемотика”.
Цели и задачи: ознакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста; повышение психологической компетентности родителей; проработать родительские установки и их роль в “воспитании” тревожности; научить родителей методам снятия повышенной тревожности и страхов у детей; использование методов саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения в жизни.
Февраль. “Поговорим об агрессивности детей”. Круглый стол.
Цели и задачи: обобщение психологических знаний природы детской агрессивности, ее причины и профилактики; обучение родителей практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования навыков поведения и воспитания агрессивного ребенка; обучение навыкам “ненасильственного” общения - “активного” слушания; исключению оценочности в общении; использованию “Я-сообщений” вместо “Ты-сообщений”; исключению угроз и приказов; работе с интонацией. Обучение родителей умению направлять энергию детей в “мирное русло” (выявление интересов ребенка, включение ребенка в работу различных секций, кружков, студий и т.п.)
Март. “Стиль семейных отношений и эмоциональное благополучие ребенка”. Семинар.
Цели и задачи: укреплять внутрисемейные и межсемейные связи; создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; повышать психолого-педагогическую культуру родителей; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; обобщать опыт семейного воспитания.
Апрель. “Как помочь родителям и ребенку перед поступлением в школу?” Дискуссия.
Цели и задачи: подготовить родителей и детей к новой социальной роли – “родители ученика” и “ученик”; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм взаимодействия; формировать осознанное отношение родителей и детей в необходимости целенаправленной подготовки к школе с целью безболезненной адаптации и дальнейшего успешного обучения; установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.
Май. “Что мы узнали о себе и о своем ребенке?” Круглый стол.
Цели и задачи: получение “обратной связи”; обмен полученными знаниями и опытом; самоанализ; подведение итогов.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то